Шри Матаджи Нирмала Деви Вена, Австрия 9 июня 1986 года …Более важны, чем даже дети, посещающие подготовительные классы, маленькие дети, когда они рождаются. И это время следует рассматривать как самое важное, потому что время, когда они наиболее восприимчивы и впечатлительны, — это время, когда они рождаются. Я давала некоторые рекомендации для детей, как все делать при рождении ребенка, как следует беречь мать в течение 40 дней и как следует ухаживать за ребенком: делать ему массаж и все прочее. И, я надеюсь, что у вас все это есть. Но о некоторых вещах, таких как лекарства и вещи, подобные лекарствам, простые лекарства, которые надо давать детям, я не упоминала. …Например, очень просто следующее: предположим, они кипятят молоко для младенца с водой. Проблема в том, что если вы раздельно кипятите их и затем смешиваете, то ребенок получает простуду и запор или, может быть, понос. Но чаще — простуду и запор, и из носа всегда будет течь. Таким образом, вы с самого начала даете ребенку проблему, и эта простуда может продолжаться бесконечно. Итак, ваши действия должны состоять в том, чтобы кипятить оба вещества вместе, начиная от некипяченого состояния до кипячения. Кипятить. Полностью прокипятить, не нагреть до температуры кипения, но полностью прокипятить смесь. Затем держите смесь в термосе или где вы хотите держать ее, и это молоко, смесь, можно подогревать и давать ребенку, когда хотите. Если вы хотите держать смесь в холодильнике, вы можете сделать это, но вода и молоко должны быть прокипячены совместно. Это момент, который очень важен. Затем, я также видела, что у некоторых детей очень худое тельце, очень маленький вес у некоторых детей. В этом случае мы должны немедленно определить, нет ли у детей горячей печени. Возможно, ребенок мог получить эту горячую печень в роддоме. Поскольку дети рождаются реализованными, а в роддоме, когда ребенок родился, мог быть гепатит или еще что-нибудь. Дети подхватывают это и получают желтуху и другие вещи. Для всех этих детей очень хорошим средством будет прокипятить листья редиса, добавить тростникового сахара и принимать в качестве лекарства и не давать воды (то есть пить отвар вместо воды — прим. переводчика). Давайте это младенцам до получения результата, понимаете, скажем, пока им 6 месяцев или около того. Вы можете давать эти листья редиса на воде, вы можете делать это даже в более раннем возрасте. Подогрейте слегка и давайте это; можно добавить тростниковый сахар. Вкус, возможно, не так хорош, но это лекарство для детей, для маленьких детей. Потому что если вы не дадите им хорошей печени в детстве, то, в сущности, они всегда будут иметь с ней проблемы. Так что постарайтесь успокоить их печень, произнося мантру Шри Чандрама, и положите левую руку на нее, старайтесь успокоить ее, понизить ее тонус. Берите вибрации от фотографии и следите, чтобы печень у детей была в порядке. Теперь, когда печень вышла из этого болезненного состояния, у детей имеется проблема, состоящая в том, что они не пьют достаточного количества молока и становятся худыми, лицо обтянуто кожей, немного бледное и, когда у них печень неактивна, у них легко возникает сыпь. И в этом случае вы немедленно должны начать давать им кальций. Если у них начинает появляться сыпь или что-то подобное этому, то вы должны начать давать им то, что вы называете кальцием. Этот кальций может быть в любом виде, но в любом случае, если у детей возникает сыпь и все такое, вы должны давать им витамин А и D, А и D. Посредством Адоксилена (adoxylene), являющегося очень хорошей вещью для детей. Адоксилен — это жир акулы, акулий жир. Возьмите ложку, наполните ее молоком и капните одну каплю в центр. Так, когда вы даете это ребенку, он принимает это за молоко и проглатывает каплю вместе с ним. Достаточно по одной капле утром и вечером. И вы можете начать давать Адоксилен в очень раннем возрасте, в очень юном возрасте. Это очень хорошо, так как витамины А и D дают им хорошие кости и хорошее тело. Сейчас мы видим, что некоторые дети довольно худощавы, их мышцы не развиты. А для лучшего развития мышц ничто не сравнится с массажем, например, с оливковым маслом или чем-то другим. Делайте хороший массаж плюс этот Адоксилен. Массаж важен, с оливковым маслом. Тело нужно массажировать с маслом, а самый лучший массаж — с Ги или сливочным маслом. Но не на голове. На голове нужно делать массаж с любым растительным маслом. Лучшим, конечно, является кокосовое масло, но только для головы. Но для тела лучше применять Ги или сливочное масло — это самый лучший массаж для детей, потому что в сливочном масле содержится витамин А и витамин D. Сливочное масло — это самая лучшая вещь для тела, понимаете, и хорошенько втирайте его в тело, это очень хорошо, и кожа становится очень приятной. Вопрос: Обычное сливочное масло, или должно быть Ги? Лучше сливочное масло. Да, лучше сливочное масло, но оно имеет запах, понимаете, вот в чем дело. Но вы можете подмешать в него немного шафрана или чего-нибудь еще для улучшения запаха, потому что сливочному маслу это присуще, сливочному маслу, которое есть. Применение сливочного масла очень полезно для детей. По вибрациям вы должны выправить их прежде всего, понимаете, так как ребенок должен быть очень здоровым. Он должен иметь много здоровья и развитые мышцы. Это современная теория, что ребенок должен быть худым, что он не должен иметь ни грамма жира — это неправильно. Но это время, когда ребенок накапливает жир и позднее он растет на этом жире, это как пища для ребенка. Итак, эта теория, что ребенок не должен иметь ни грамма жира, — это современная теория, она делает людей очень слабыми, понимаете, это будет делать их очень, очень слабыми. Так что это не то, что нужно. Ребенок должен выглядеть здоровым и должен иметь жирок. Также должен иметь надлежащее мышечное развитие. Таким образом, это важно. А для костей, я говорила вам, вы должны давать детям то, что вы называете кальцием, много кальция для костей. Кальций важен в любой форме. В Индии есть прекрасная вещь — кальцинол, который любят годовалые дети. Понимаете, если вы даете им его, они будут продолжать есть и есть этот кальцинол. Но существует одно средство в гомеопатии под названием calceria carb, которое вы можете использовать, если детям это понравится. Гомеопатия хороша для детей, но у вас должен быть разумный доктор, чтобы выписать это, понимаете. Иногда это может дать странный эффект. Итак, calceria carb используется для кальция. Но если вы можете достать кальций, то ничего этого не нужно. Кальций есть в молоке, и молока может быть достаточно; если слишком много того, что вы называете сливками или чего бы то ни было, то это надо удалить. Понимаете, оно не должно быть жирным. Но оно не должно быть абсолютно обезжиренным, это надо подчеркнуть; в нем должно быть немного жира, плюс молоко — это также даст кальций. И держите их на солнце, понимаете, в утренние часы. Понимаете, не надо открывать двери, но только подержите их (в солнечных лучах, которые падают через окно — прим. переводчика), держите дверь закрытой, и когда солнце приходит в комнату, просто потрите их… Для маленьких детей, хорошенько натрите их тело сливочным маслом и подержите их на солнце некоторое время, но не их лицо или голову. Но для людей Запада можно и лицо, поскольку вам нравится, чтобы лицо было слегка смуглым, это хорошо для вас. Но для индийцев это не подходит: индийцы от этого станут черными. Так что лучше делать массаж с оливковым маслом или чем-нибудь другим для лица, и они получат постоянный загар. Им не нужно будет ходить куда-либо для загара. Так что масло хорошо для этого. Теперь обо всех этих маленьких-премаленьких вещах, о которых я не говорила. Но для детства важно понимать, что вы развиваете, даете им основу хороших вещей, в том числе, очень хорошие мышцы, очень хорошие кости и очень хорошую печень. Так что заботьтесь о своих детях, когда они очень-очень маленькие, как о чем-то очень ценном. Но он не должен все время липнуть к матери, сидя у нее на коленях все время, так как в таком случае ребенок никогда не будет хорошо расти. Нельзя позволять, чтобы младенца все время носили на руках. Вы должны следить за тем, сколько времени младенец находится на руках, также и у других людей. Дитя должно находиться на руках у кого бы то ни было в сумме… Скажем, ребенок спит, примерно, более 12 часов; более 12 часов он спит; итак, самое большее один час утром и один час вечером в сумме — он должен быть на руках у матери, и он не должен виснуть на матери все время или льнуть к матери, он должен находиться на расстоянии, потому что тепло материнского тела гораздо больше тепла младенца и, понимаете, происходит излучение тепла, при этом тепло всегда идет в направлении менее нагретого тела, так что рост ребенка тормозится. Поэтому самое лучшее — не позволять младенцу быть с кем бы то ни было, с любым из нас. Дитя должно находиться в детской кроватке, должно играть или лежать на Матери Земле, везде, где хотите. Но не трогайте ребенка слишком много — это важно. Но есть еще одна вещь, которую вы должны понимать. Ребенка должна кормить мать, но вы должны определять, наелся ребенок или нет, давая ему понемножку пососать из бутылочки в промежутке между кормлениями. Если младенец сосет молоко, тогда вы должны знать, что он не насытился. Вы не должны зависеть только от матери. Понемногу начинайте давать бутылочку с самого начала, так что вы будете знать сразу же, голоден ребенок или нет. Если ребенок сосет молоко в больших количествах, значит, этого ему недостаточно, и в этом случае ребенок будет принимать бутылочку очень легко. Впоследствии вам не придется заставлять ребенка есть из соски. С самого раннего детства ребенок должен чувствовать соску, тогда он знает, что это нечто искусственное, и проблемы не возникает, он принимает ее. В противном случае, когда они вырастают, они никогда не берут ее (соску). Но кормление грудью должно быть прекращено в возрасте 10 месяцев любой ценой. После 10 месяцев их не следует кормить грудью, и постепенно мать должна отнимать его от груди и прекращать кормление младенца, потому что если кормить ребенка дольше материнским молоком, то это не настолько питательно. Молоко, прежде всего, следует попробовать. Одно молоко подходит одному, другое молоко — другому. Так что, когда вы его попробуете, вы будете знать, что это молоко годится для ребенка, и только его и используйте. Молоко — это единственная пища, как вы теперь хорошо понимаете, так что вы должны быть осторожны при его кипячении, хранении его в чистоте очень важно. Это должно быть усвоено женщиной как ритуал, когда она беременна. Хорошо бы вам организовать школы для женщин, чтобы они изучали, какими они должны быть. Теперь о чистоте ребенка. Как содержать младенца в чистоте. Потому что индийские девушки не знают ваших современных методов, понимаете. Вы пользуетесь этими пластиковыми вещами, мы этого не делаем, и если вы спросите Меня, то Мне лично они не нравятся. Это очень странно, понимаете, вы пеленаете, вы пеленаете ребенка, скажем, в пластик. А в пластике кожа не может дышать. Появляется сыпь. Вы можете получить сыпь, вы можете получить что угодно с ним. То, что мы делаем в Индии, — это очень просто. Я не знаю, сможете ли вы сделать это. Прежде чем пеленать ребенка в пластик или во что-либо еще, посмотрите, как мы делаем это, используя другой материал из сари, бывшего в употреблении, хлопкового сари, понимаете. И у вас будет много хлопковых сари, ставших ненужными после каждого тура и все такое. Хорошенько выстирайте их и возьмите только квадратные куски без швов и чего-либо еще, квадратные ровные куски ткани. Посмотрите, есть ли квадратный кусок ткани, Я могу показать вам здесь, это очень просто. Квадратный кусок ткани не должен иметь швов нигде, его берут вот так, и здесь только завязывают небольшой узел. Это все, пеленка готова. Если узел здесь, то мы подкладываем ребенку тут, видите, и кладем немного хлопка (ваты) ребенку спереди. Затем мы закладываем отсюда сюда и делаем узел здесь, только узел, никаких швов. Берите изнутри вот так, видите, это не сшито, не сшито, это завязано, небольшой узел. Вы можете также сшить это, если вам так нравится, а затем завязать. И эта мягкая прокладка легко стирается, и ее не надо выбрасывать, ее можно стирать много раз. Вы можете стирать ее снова и снова. Чем больше вы стираете ее, тем мягче она будет для ребенка. Но нельзя допускать прикасания к ребенку пластика, ребенок не должен находиться в пластике слишком долго. Самое лучшее — это, начиная с 3-х месячного возраста, учить ребенка пользоваться горшком. Если вы стараетесь заставить ребенка понять, как пользоваться горшком, вам это (хлопковые прокладки) не нужно. Но до 3-х месячного возраста использовать хлопок очень важно для Муладхары. Понимаете, хлопок является наилучшим для Муладхары. Эти жесткие вещи, которые вы используете для ребенка, только натирают ему кожу, это очень плохо. И еще одна причина, если вы давите на Муладхару вот так, это продолжается в стороны. Это вызывает и другие проблемы. Так что самое лучшее — это сделать такой мягкий подгузник, проложить его внутри и сделать соответствующий узел здесь, чтобы младенцу было мягко. А пластик должен быть снаружи, или прорезиненная пеленка, или что-либо еще, что вы используете. Должно быть снаружи, но только ненадолго, не все время. Это широко распространено здесь. Тогда младенец, понимаете, когда он мокрый, вы не меняете пеленки. Он продолжает мочить пеленки 3 раза, 5 раз, 6 раз, и все это находится здесь. Представляете! Кислота! Представляете, что кислота, которая здесь находится, обжигает нежную кожу ребенка. Каждый раз, когда ребенок становится мокрым в Индии, мы убираем все мокрое, потому что мы никогда не используем никакого пластика. Как только ребенок мокрый, мы сразу же знаем об этом. Вот, что мы используем для подкладывания вместо пластика, это называется бодхади. Вот такая элементарная вещь, типа полотенца, но толстая, сделанная, как видите, из ткани, сложенной во много раз. Понимаете, только ткань, сшитая вместе. Мы используем это для подкладывания под ребенка в течение всего времени, чтобы та вещь, которая лежит ниже, не испортилась. А под это они подкладывают прорезиненный плащ или еще что-то. Но родить ребенка легко, а обеспечить существование новорожденного — трудно, и все женщины должны знать, что это — реализованные души, и им следует уделить надлежащее внимание в первые три месяца. Трудно ухаживать за ними, потому что это связано с некоторыми неудобствами, но три месяца женщины должны ухаживать за детьми очень тщательно, понимаете. Итак, вот то немногое, о чем я не говорила ранее в отношении очень маленьких детей, которые находятся здесь. Далее, в этом возрасте, в этом младенческом возрасте, никто не должен прикасаться к ребенку, это неверно. Вы должны мыть свои руки перед тем, как дотронуться до ребенка, беря ребенка на руки, будьте осторожны, в течение трех месяцев. Когда ребенку исполнится 3 месяца, его можно давать другим людям. Но даже когда его дают, то его дают только на колени, даже раньше, предварительно тщательно, тщательно закутывают и только тогда дают, так, чтобы никто не трогал много самого ребенка. Нельзя допускать поцелуев ребенка и тому подобного. Самое большее, что вы можете себе позволить — это поцеловать в головку тут или тут, на таком расстоянии от Сахасрары, чтобы это не вошло в тело ребенка или не произошло еще чего-нибудь. И когда ребенку исполнится 3 месяца, тогда давайте его другим, но будьте осторожны в обращении с ребенком. Некоторые люди действительно не знают, как обращаться с ребенком. То, как они поднимают ребенка, они кладут обе руки вот так и поднимают его. Никогда не берите так ребенка. Всегда кладите ваши руки по обе стороны тела ребенка и поднимайте его вот так, всегда! Итак, кладем руки так и поднимаем ребенка или всегда так. Никогда, никогда не держим руки таким вот образом. Это важно, потому что это очень серьезная вещь, о которой люди на Западе не знают: когда эта кость выходит из своего нормального положения. Мы называем это «хассли». Понимаете, «хассли» — это орнамент, который мы носим. Когда кость выходит из нормального положения, она располагается по-другому, и ребенок не может сосать материнскую грудь, он не может сосать сосок или что-либо другое, и это трудно исправить, но вас можно этому научить. Если у кого-то из детей есть что-то подобное, я могу показать вам, как поступить. Для этого положите ребенка на землю, поставьте эту ногу ему на попку вот так, возьмите обе ручки и опустите их вниз от его плечиков. Ребенок будет сильно кричать. Четыре, пять, шесть раз, семь раз, и вы услышите неожиданный звук. Но в Индии они специалисты, они просто поднимают ребенка за голову и оттягивают ее вниз. Это срабатывает, но эта процедура требует специальных навыков, поэтому я не буду говорить о ней, но вы можете делать таким образом. Теперь ребенок начинает сосать молоко. Если ребенок не сосет молоко у матери, если он начинает кричать при сосании молока, то нужно знать — здесь эта проблема. Так что вот что западные люди не знают. Я определенно знаю, что они не знают. У одной живущей на западный манер индийской женщины у ребенка была эта проблема. Они отправились в Америку, они побывали везде, им сказали, что это какая-то болезнь, которая нам неизвестна, они сказали название или что-то такое. Я сказала: «Это очень просто, принесите его Мне, только берите его правильно». Она сказала: «Это Божественная работа», а Я ответила: «Нет, это мануальная терапия». Это мануальная терапия. Мы должны посмотреть эту технику. Нет, смотрите, вы не можете показать, потому что вы должны поставить ногу на его попку и все это, а затем тяните его вниз, понятно, вот так. Сами сидите на земле, держите это там. Нет, нет, нет, плечи, вы тяните все плечи вперед, все плечи вот так. Ребенок должен лежать, и, когда вы тянете его, ребенок будет двигаться, поэтому вы должны поставить вашу ногу на попку, чтобы держать его своими ногами, коленями. Вот так. Теперь, есть другая вещь, о которой я не знаю, знаете ли ее вы, люди. Это может быть мальчик или девочка, но преимущественно, понимаете, вы находите у них действующие молочные железы, их груди могут быть наполнены молоком, у детей. Их груди наполнены молоком, у маленьких детей. От этого, я не знаю, знаете ли вы, люди, они кричат и плачут, вы не знаете почему. Так, если вы надавите на их груди легким усилием, вы обнаружите молоко, выходящее из их грудей. Это очень распространено, я думаю, практически у каждого ребенка есть это. Вот что мы делаем в Индии, когда ребенок родился. Видите ли, вы зовете их акушерками, но они мудрые, они являются древнейшим типом женщин, понимаете, они знают эту работу. Так вот, они сжимают грудь детей, и молоко выходит из них, позднее вы убедитесь, что это проходит. Я имею в виду, что когда они кричат и плачут, то надо очистить их, в противном случае у них могут развиваться проблемы в груди или в легких, в последствии вы убедитесь в этом. Итак, в основном, это необходимо вычистить в детстве, это очень важно. Есть еще и другая вещь, которую, вероятно, вы, люди, не знаете. Начисто моем свои большие пальцы, дезинфицируем их любым способом и надавливаем на миндалины с обеих сторон и вверху вот так. У меня нет миндалин, у меня никогда не было проблем с миндалинами. Миндалины никогда не могут расти после этого, правильного размера миндалины не могут расти. И вот это сверху под названием язычок, это также не может расти, так что у вас не будет этой проблемы. Эту очень простую вещь необходимо делать детям. Что касается глаз, то их следует тщательно вычищать и надо накладывать каджал. Вот что мы делаем, чтобы приготовить простой каджал: надо сжечь некоторое количеств камфоры и собрать сажу камфоры на серебряной пластинке, серебряная пластинка охлаждает. Затем смешать ее с некоторым количеством хорошего сливочного масла, чистого масла или Ги, лучше Ги. С Ги, очень чистым, хорошим Ги, смешайте это. И затем поместите это в воду, пусть вода почистит это некоторое время и затем, когда это полностью промылось, вода перестанет приставать, потому что останется только Ги. Затем переложите это в соответствующую посуду и применяйте вот этим пальцем каждый день для ребенка. После купания, каждый день, потому что это даст им очень острое зрение и не будет никаких проблем достаточно долгое время. Вопрос: Утреннее купание или вечернее? Утреннее купание. Мы в Индии не купаем детей вечером, только утром купаем. Но вечером то, что мы делаем, — это хороший массаж перед сном и немного припудриваем, очищаем тело и кладем спать. Но пользуясь присыпкой, вы должны помнить, что они здесь не слишком хорошие. У нас в Индии есть очень хорошие пудры, очень простые, потому что у нас, слава Богу, нет химикатов. Так что перед тем, как пудрить, прикройте чем-нибудь лицо, так чтобы ребенок не смог вдохнуть порошок, вот здесь. Но Я дала вам другую, индийскую, присыпку, видите, на основе сандалового дерева. Она так хороша, так хороша. («Она не сушит кожу».) Нет, нет, она не сушит, нет, нет, потому что, понимаете, слава Богу, мы не настолько развитая страна, чтобы у нас были химикаты. У нас нет химикатов. Слава Богу, мы не настолько развитые, чтобы иметь химикаты, у нас нет химикатов. Наше мыло не содержит химикатов, наши зубные пасты не содержат химикатов. Ничего. У нас нет химикатов, они очень дорогие. Так что это преимущество, в каком-то смысле. Сейчас люди в Индии должны осознать это, но им бы хотелось, чтобы мы получали мыло из Англии, зубную пасту из Англии. Они не используют индийские товары. Да и эти табачные ароматические добавки делаются из табака, все эти вещи. Даже большинство ваших духов сделаны так. Я думаю 99,9% духов сделаны из чего-то отвратительного. Что касается детей, не используйте пластмассовые емкости, вот эту пластмассовую посуду, чашки и тому подобное. Не должно быть пластмассы. Сколько это стоит. Понимаете, в наших семьях, для каждого ребенка у нас есть своя серебряная чашка, серебряная тарелка и серебряная ложка. Все это не куплено. Но если у вас, скажем, есть одна, то мы всегда дарим ребенку серебряную ложку. Но, предположим, в ашраме у кого-то есть ребенок, тогда это можно держать вычищенным надлежащим образом… Но, предположим, кто-то является баддховой женщиной; плохой, такой, какой была эта женщина, и у нее была дочь. Хотя дочь вычистила себя. Тем не менее, она сделала кроватку для ребенка, и этой же самой кроваткой пользовался ребенок кого-то еще, и этот ребенок стал совершенно одержимым. И когда Я пришла посмотреть этого ребенка, я была поражена. Я сказала: «Что происходит? Почему она так много плачет?» Он сказал: «Я не знаю, Мать, как только Вы пришли, с этого момента она кричит так сильно». Затем Я проверила вибрации, и оказалось, что у этой кроватки ужасные вибрации. Тогда Я спросила, чья это кроватка, и Мне сказали, что она принадлежит этой женщине. Я сказала: «Выбросьте ее». Я прислала другую кроватку. «Выбросьте ее», — сказала Я и, к счастью, достала прекрасную качающуюся кроватку для них. И они выбросили ее, и ребенку стало лучше. Так что для реализованных душ вы должны проверять вибрации всех вещей. Это относится к очень маленьким детям. Затем у вас есть дети, находящиеся в Монтессори. Я имею в виду, что есть много вещей, которые появятся, понимаете, такие, как ногти, как поддерживать их чистыми, это, то. Но очень большое внимание следует уделять в течение 3-х лет, и мать должна всю себя посвятить этому. Она должна смотреть за ребенком и за всем этим. Но это не означает, что мать должна быть привязана, не должна заниматься чем-либо другим, однако ребенок должен быть ухожен. После этого вы отдаете детей, скажем, в 6 месяцев или в 1 год, или в 2 года в Монтессори? Да. В 2 года. Пусть будет так, в возрасте 2-х лет. Так что до 2-х лет, понимаете, это разновидность детских яслей. Тогда в условиях яслей дети должны разговаривать с другими людьми, называть их дядей, тетей, относиться с уважением к Пудже, ко всему, связанному с Матаджи. Некоторые вещи, если вы начинаете делать до двухлетнего возраста, пока они не вырастут. Теперь, вот что мы сейчас видим, как легко в начале мы уделяем очень много внимания физической стороне ребенка, но физически они не понимают в это время эмоциональную сторону. Тем не менее, с физической стороны они должны быть ухожены. Затем, позднее, следует следить за эго. Это то время, когда они развивают эго, скажем, от 3-х месяцев до 2-х лет. Их эго начинает развиваться. Начинает развиваться. Я не говорю, что оно полностью развивается, но оно начинает развиваться с этого возраста, потому что, если вы придаете ребенку чрезмерную важность или что-то в этом роде, оно начинает развиваться. А также вы должны любить их, потому что эмоции здесь, эмоциональная сторона очень сильна в это время. Так что вы даете им любовь, но также учите их уважать вас, уважать старших, уважать Матаджи, уважать все, и этому уважению нужно обучать в этом возрасте. Как только они начинают делать «намасте», как только они начинают желать доброго утра в этом возрасте, вы как-нибудь вознаградите их за это и скажите: «О, прекрасно. Скажи «Доброе утро»». Затем вы можете поцеловать их за это. Тогда они понимают, что произошло что-то хорошее. Это самый впечатлительный возраст, и пока он продолжается, в этом возрасте надо развивать уважение и благородные чувства. Подобно тому, как вы даете ребенка одному человеку, затем — другому, затем другая женщина присматривает за вашим ребенком. Ребенок становится собственностью каждого. Не вашей собственностью. Понимаете, что в этом случае ребенок начинает некоторым образом развивать эту коллективность. Муладхара также улучшается в это время. Потому что, понимаете, если вы привыкли к одному человеку — к вашей матери, то, понимаете, к каждому, с кем вы общаетесь после наступления половой зрелости, возникают сексуальные чувства. Но если вы уже касались этих благородных чувств в невинном возрасте, то у вас нет этой бессмыслицы. Так что дайте ребенку возможность сидеть с любым человеком, говорить с каждым, но все же спать в комнате родителей. Итак, ребенку должно быть позволено спать одному, но в комнате родителей до двухлетнего возраста во всех случаях. Но не с родителями. Это ошибочная мысль, потому что бедного ребенка можно придавить, или что угодно может случиться. Поэтому лучше держать ребенка в отдельной кроватке до двухлетнего возраста. Но когда они подрастают, скажем, становятся старше двух лет или около того, они могут спать в другой комнате — с другими, в коллективе. Со всеми детьми. Но кто-нибудь из взрослых должен там находиться для присмотра. Тогда они не должны спать вместе с родителями, тогда они должны стараться понять коллективность. Держите их одежду вместе, ставьте их посуду вместе, тогда эти вещи не будут принадлежать никому персонально. Пусть они будут вместе, без родителей, это важно. После двух лет старайтесь держать их (родителей) подальше от детей, после двух лет. Затем, к шести годам, они становятся независимыми детьми, они начинают становиться независимыми. Но уважение к старшим, обращение к ним в надлежащей манере, общение с ними воспитанным образом». И это возраст, когда вы можете начинать говорить им о том, что такое самоуважение: «О тебе будут думать, что ты сын нищих, если ты начнешь выпрашивать вещи, тебя будут называть попрошайкой, нищим. Ты должен вести себя как человек, обладающий достоинством, ты сейчас как король, ты — реализованная душа». И все эти мысли должны быть вложены им в головы в возрасте шести лет. И Я думаю, что в этом причина того, что индийские дети никогда не попросят ничего, об этом нет и речи. Он даже может быть ребенком нищего, но он никогда не попросит: «Дайте мне это, дайте мне то», — такого никогда не бывает, каким бы это ни было соблазнительным для ребенка. И в отношении родителей также они ведут себя подобным образом, не доставляя хлопот родителям. Другим моментом является то, что нельзя позволять, чтобы дети задавали вопросы. Этого нельзя допускать совершенно до шести лет, им не следует этого позволять. Вы должны сказать им что-то, а задавание вопросов не должно позволяться. Всяческие «Что это? Что то?» не должны допускаться. Что бы они ни говорили вам, следует отвечать: «Ты поймешь это потом, ты дойдешь до этого сам», — это очень важно. Вы не должны позволять им задавать вопросы. Вы задавайте им вопросы. Вы давайте им задания. Но не просите их беспокоить вас, тогда это не войдет в привычку. Теперь, понимаете, насколько смешны западные привычки, потому что они становятся обязанностью для вас, на всю жизнь они становятся обязательствами. Что делать, как делать. Потому что они не знают, они не пришли к этому, это возраст, когда они начинают открывать, как это делать, как этим управлять, как это совершить. Итак, тенденция в том, чтобы больше делать самому. Теперь, на Западе уверены, Я бы сказала, в том, чтобы как можно раньше они начали работать, мальчики и девочки могли идти и продавать газеты и зарабатывать деньги, это все. Индийцы не позволяют своим детям это делать, это не престижно, чтобы дети должны были идти и зарабатывать деньги, это не престижно. Но что престижно, так это то, что ребенок идет и просит что-либо у кого-либо. Я имею в виду самостоятельно. Я вам говорю, даже если представить, что у вас есть отец и что вам самим 50 лет и отцу 70 лет, примем этот возраст. Тогда, если сын идет и просит деньги взаймы у кого-нибудь, а не у отца, то в Индии для отца это является тем, что может стать причиной самоубийства. Он просто не сможет вынести этого: «Почему он не попросил у меня?» Но, предположим, даже если вы знаете, что у вашего отца нет денег, но вы должны попросить его, чтобы он достал деньги для вас. Но это помогает, потому что поддерживается самоуважение. Уважение семьи, уважение всего поколения подразумевается в этом, понимаете, семьи как таковой. И вы просто не говорите о вашей семье с другими, не говорите о ваших проблемах другим. Вы видите здесь много проблем, ну что ж, мы справимся. Это не очень хорошо смотрится, не очень достойно, если говорить: «О, я должен продать свои часы, чтобы получить пищу или что-либо другое», — в Индии. Здесь это выглядит как нечто очень жертвенное, вы были так бедны. Это поразительно. Когда у них есть деньги, они все время говорят: «О, я такой бедный, во всяком случае, у меня нет денег, я такой бедный, это так. У меня долги». Но в Индии никогда не говорят так: «О, мы справимся». Скажите им, понимаете: «Я не возьму деньги за…». «О, нет, мы справимся, Мать». Но сейчас сахаджа йоги делают это. Я вижу, есть такие сахаджа йоги: «Мать, мы справимся, мы можем получить их, мы это устроим». Но обычно вы должны были бы сказать, обычно, будучи людьми Запада: «У нас нет денег, понимаете, нам нужны деньги на то, деньги на то, деньги на это». Всегда они приходят с проблемами, обычно, обычно. Потому что Я смотрела эти фильмы и все это, и Я была на самом деле удивлена. Итак, вот как следует учить в этом возрасте. Что должно быть выучено в каком возрасте, мы должны знать. Предположим, если вы начнете учить их самоуважению в возрасте 40 лет, то вы не сможете этого сделать. Даже в 10 лет вы не можете, это следует развивать от 2 до 6 лет, чувство самоуважения. Чувство чистоплотности, чувство опрятности, чувство дисциплины. Время от двух до шести лет очень важно. Я думаю, что это самое важное время, потому что в первые три месяца они просто забывчивы, они не знают. От трех месяцев до двух лет они все еще находятся в некоторого рода, понимаете, переходном состоянии. Но время от двух до шести лет является абсолютно подходящим временем. «Йанаве бхаджане лагна самскар», — сказано на санскрите. Это время, когда горшок вылеплен, но еще не обожжен, понимаете, мы ставим его в печь. Перед этим, какие бы отпечатки вы ни наложили на ребенка, это останется таким же. Но, прежде всего, горшок слеплен. Это до двух лет. С двух до шести — это время обжигать его. Но как раз до этого вы накладываете все впечатления на ребенка. После шести вы обжигаете его, но до этого вы накладываете все впечатления, затем обжигаете его. Вот каково положение дел. Так что это очень простая вещь, которую нужно делать, это очень творческая, очень творческая вещь — лепить ребенка, очень творческая. Подобно тому, как Я чувствую, это очень творческая вещь — делать сахаджа йогов, понимаете. Это величайшее искусство — произвести человека. Это величайшая вещь, которую произвел Бог, — человек. И чтобы сделать человеческие существа чем-то великим, это чего-то стоит. В этом возрасте вы также можете открыть их таланты, таланты детей, их таланты. Вы можете обнаружить их очень легко. Каковы его интересы. Если в отношении музыки, понимаете, то как только начинает играть музыка, они схватывают ритм и все такое, в танце. В любом случае, каковы бы ни были их таланты, они должны быть открыты и поощрены с самого начала. Они должны быть поощрены и углублены, в чем бы они ни заключались, но не принуждайте ко всему каждого ребенка. Некоторые дети преуспевают в математике, а некоторые — нет. Они могут быть не хороши в… постепенно, постепенно, понемногу нужно познавать другие вещи. Я имею в виду, представьте ребенка, который не знает математики, а ему нужно делать сложные вычисления, но этот человек очень хорош в ремесле. Пусть он занимается ремеслом. Каждое знание одинаково ценно. Это бессмыслица, что «это знание выше или то знание выше» в Сахаджа Йоге. Потому что это все авидья в любом случае. Это все Авидья в любом случае. Вы только должны знать технику. Как сделать то, что вы ощущаете, и все. И то, что, когда вы учитесь, нет ничего выше и ничего ниже. Так что все, что бы ребенку ни нравилось, пусть он делает. Пусть сам справляется, достичь можно всего. Например, некоторые дети любят, скажем, убирать комнаты, содержать все в чистоте, хорошо готовить. Хорошо, они могут стать администраторами в гостинице, они могут содержать гостиницы, и они могут делать все это. Понимаете, у детей такие наклонности. Моя внучка, старшая, сказала, понимаете: «Я хочу быть стюардессой или нянечкой». Тогда Я сказала: «Но почему, почему эти две профессии?» Она очень способная, очень умненькая. Я сказала: «Почему?» «Потому что это единственные профессии, занимаясь которыми, можно кормить других». И они также играют в это, понимаете, у них есть маленькие-маленькие тарелочки, они ставят их, они становятся стюардессами, и они дают пищу, понимаете, и они становятся нянечками и хотят давать еду. «Вы лучше кушайте, а не то вы заболеете», — это, то. Это так мило, понимаете. Есть только две профессии, где вы можете кормить других, и в них они так милы, и Я видела их наклонности. Как однажды их мать сказала: «Если кто-то придет, вы должны усадить его и накормить, включить вентилятор и устроить его со всевозможными удобствами». Итак, человек, который стирает наше белье, пришел, понимаете, и они сказали: «Садитесь-ка лучше на софу», — а он не хотел. А они сказали: «Вы лучше садитесь, вы должны сесть на софу». Он же не садился. Они включили вентилятор, открыли холодильник и все, что было в нем, принесли ему: «Вы лучше ешьте». Когда моя дочь пришла, она увидела это и сказала: «Что это?» «Что я должен был сделать?» — он так извинялся. Она сказала: «Все в порядке, вам лучше поесть. То, что они делают, — это хорошо». И, когда они дают что-либо другим, вы должны всегда хвалить. Учите их давать. Это одна из черт индийского характера, понимаете. Предположим, наши дети отдают что угодно кому угодно, похвалите этого ребенка. Даже если, скажем, бриллиант отдан другому человеку, любому другому ребенку, мы хвалим этого ребенка. Но мать вернет этот бриллиант, это совсем другое дело, но мы похвалим ребенка: «Все в порядке, очень хорошо, ты должен был дать». Отдавать — это очень большое качество. Этого нет на Западе. Я имею в виду, что вы — богатые люди, но образ жизни совсем другой. Мы бедные люди, но мы лучше вас в этом. Я имею в виду, мы богатые сердцем, не так ли? Вот в чем дело. Делиться, давать. Так, мы достигаем этого, понимаете. Возьмем, к примеру, игрушки. Дети, которые только отдают все игрушки, являются в Индии лучшими детьми, а те которые не дают своих игрушек, держатся за них все время, не являются хорошими детьми. Вот, что Я вам расскажу. Посмотрите на случай с Бхавани, Я должна о нем рассказать. Я их всех спрашивала, как дела у Бхавани. «Очень мило, очень мило». Хорошо, это очень хорошо, и когда она пришла ко мне, Я сказала: «Приведите Бхавани». Понимаете, у нее была задняя Агия, как косточка кокосового ореха. Как только Я увидела ее, Я сказала: «Я ослепну из-за этой женщины». Маленькая девочка, но как будто хитрая, коварная большая женщина овладела ею, и такими хитрыми были ее действия, такими хитрыми для маленькой девочки в возрасте двух лет, что ни один из нас не мог управиться с ней. Она не говорила Мне «Намасте», она не говорила Мне «Доброе утро», она не смотрела на Меня, она только ходила вот так. Мы старались пять дней, мы не могли ничего сделать с ней, с этой Бхавани, ужасно, у нее не было никакого уважения ко Мне вообще. Затем она пришла, и Я просто подумала об одной вещи. Итак, Я сказала: «Бхавани, знаешь ли, это Мой дом, это не твой дом, это Мой дом». Она была захвачена врасплох. «Когда ты идешь в чей-либо дом, ты должна говорить 'Доброе утро'». Тогда она, первый раз, сказала: «Доброе утро». «Ты должна сказать 'Намасте'». Тогда она сказала: «Намаете». Она думала, что Я жила в ее собственном доме или что-то в этом роде. Они очень хитрые, очень коварные. Эти бхуты очень коварные. Она знала, как обращаться с вещами, в ней не было ничего естественного. Но никто не мог разобраться в ней. Можете себе представить? Конечно, в Моем присутствии, выстрелило, вылетело все, потому что ее отец, как только он пришел, он сел прямо передо Мной здесь. Я спросила: «В чем проблема?» И он сказал: «Я не знаю, почему, Мать, у меня блок вот здесь на спине». Так что дети могут быть очень, очень хитрыми, если ими овладели бхуты, и крайне сообразительными. Они будут говорить все мантры, они будут говорить, все делать, и вы подумаете: «Я не знаю». Смотрите, какие у них вибрации. Вы должны следить за их вибрациями. У них это может закончиться раком, скажу Я вам, или безумием или еще чем-то. И эта девочка могла стать, она уже шизофреник. Она уже шизофреник, и ее отец, который так озабочен, он сказал, что даже в Риме она переходила с рук на руки. И она очень нравилась всем. Она очень мила, знаете ли. Она знает, как занять каждого. Но она очень хитра, и она разговаривала со Мной, как большая пожилая женщина, и опыт показал мне, что мы пренебрегаем их вибрациями. Мы должны следить за их вибрациями, нас не должно интересовать, на что они похожи, как они выглядят… Питер Гордон: Шри Матаджи, Патрик Шерриф рассказывал мне, как он пошел в школу, и Вы говорили о детях, и он сказал, что однажды его родители позвали семеро детей в дом, на столе было разложено много различных предметов, и родители попросили каждого ребенка выбрать что-нибудь. И Патрик выбрал карандаш и, таким образом, он был единственным из семи детей, кто пошел в школу. Другие выбрали сельскохозяйственные орудия и инструменты или что-либо еще, вот как просто это было, тогда как мы спрашиваем ребенка, что он хочет делать. Да, вы должны определить, каковы их наклонности, наклонности должны быть определены. Итак, он был единственным, кто пошел в школу, только один, они не имели возможности послать их всех. Теперь, что касается оценки других. Если они начинают критиковать других, вы не слушайте их. Когда они дают высокую оценку, слушайте их. До шести лет, снова говорю вам, это очень важно. Они будут критиковать других и никогда, никогда не будут стараться стать на чью-либо сторону. Если они ссорятся с кем-нибудь, пусть ссорятся, пусть поссорятся немножко, ничего страшного, это поможет им решить их проблемы. Но если они ссорятся слишком сильно, принесите им две палки: «Так что, если хотите, вот две палки — побейте друг друга». Тогда они поймут. Все в порядке, дайте им две палки: «Вы хотите, пожалуйста, получите их. Побейте друг друга хорошенько и, когда вы оба хорошенько поранитесь, мы отправим вас в больницу, а теперь идите, получите их». Вот так, и вы также должны знать, почему они ссорились. Одна из психологических особенностей ребенка состоит в том, чтобы привлечь внимание. Как можно больше внимания. Если, предположим, ребенок, может сказать ругательные слова, если вы скажете: «Не говори этого, а то я побью тебя за это», — он скажет это снова. Но вы только забудьте об этом, когда он говорит это, это ничего, тогда ребенок забудет. Все стремление ребенка направлено на то, как привлечь ваше внимание, не обращая внимания на мягкость, нежность, чем бы то ни было. Но когда вы обращаете внимание на что-либо хорошее, то они тоже, тогда они будут делать это. |