Шри Матаджи Нирмала Деви Хемпстед, Англия 25 июня 1981 года Если вы считаете, что можете быть счастливы благодаря своей жене, значит, у вас совершенно неправильные представления. Вы никогда ни от кого не будете счастливы, кроме как от самого себя. Радость исходит от вашего духа, а не от кого-то другого. Теперь предположим, что сахаджа йог вступает в брак с человеком, который не является сахаджа йогом. Это замечательный объект для изучения, вы можете изучать его очень близко: какой он капризный, как он ведет себя. И когда вы получите правильное представление о том, кто какую играет роль, тогда начнете видеть весь спектакль намного лучше. Предположим (это сахаджа, хотя это немного по-другому, потому что не должно быть никаких проблем или ссор), вы можете видеть человека, как он себя ведет. Тогда вы понимаете, почему вы себя так ведете и что следует делать, какие существуют проблемы и как прийти к соглашению, при помощи которого эти люди перестанут попадать в ямы и торчать в них. Вы начинаете изучать. А когда вы начнете изучать подобным образом, тут уж — не сердитесь и не набрасывайтесь на этого человека, который теперь является вашим партнером, а начинайте наслаждаться. Но если вы станете раздражаться, а поначалу сахаджа йогов действительно раздражают их партнеры, потому что они не сахаджа йоги, они думают, что эти люди уже потеряны: «Ну что с ними делать, способны ли они получить свою реализацию?» — и тому подобное. Вместо этого, если вы действительно правильно развиваетесь, если вы правильно растете, вы начинаете смотреть на это под другим углом, вы говорите: «Ох, вот они какие». Затем вы начинаете обобщать все это, но при этом вы не говорите: «Это моя жена, она должна это сделать; это моя жена»… Некоторые люди думают, что, поскольку это ваша жена, она обязана быть совершенной личностью, потому что она ваша жена. А вы-то каковы? Вы совершенны? Почему вы ожидаете этого совершенства от вашей жены? Не скрыла ли она что-то здесь или там, или он, — не имеет значения, кто сделал так называемые ошибки. Фактически, это происходит потому, что вы думаете, что вы абсолютно совершенны, на высшей ступени развития мира, понимаете, и вот почему вы стараетесь найти недостатки у другого человека. Если же вы сахаджа йоги, вы понимаете, что вы должны расти. Вы должны развиваться, и незачем искать недостатки у таких людей. Единственное, что можно делать, это изучать все проблемы, потому что все эти проблемы оказываются спектаклем — только большим театральным представлением. Вы начинаете смотреть на все проблемы как на спектакль, который поставлен не так, как вам бы хотелось. И как, если бы эти обстоятельства иногда засасывали вас, вы могли бы обезуметь. Я представляю, как здесь из-за того, видите ли, что муж пришел поздно, жена ударила его или побила, или что-то вроде этого — это смешно. Она рассердилась оттого, что он пришел поздно или что-то еще сделал, потому что он не любит ее. Она чувствовала. И это действительно так: он должен любить. Но чтобы любил, вы, что же, должны убить мужа? Тогда кто вас будет любить? Такие проблемы обуславливают весьма, должна заметить, парадоксальное поведение. Они настолько парадоксальны, а причина-то становится такой очевидной и такой явной, когда вы начинаете смотреть на это через свой дух — ибо не вы в нем, а это вы сами. Вы ведь не вообще муж, или жена, или кто-то еще, но вы смотрите на себя как на мужа — вторую половину жены, или вы смотрите на себя как на жену — вторую половину мужа. Это очень разные вещи, и тогда все превращается в эдакое театральное представление и такую прекрасную поэзию: вы начинаете видеть и чувствовать так, что сам Шекспир приходит к вам или вы участвуете в великом драматическом событии. |